Борис Акунин. «Пиковый валет»

Пиковый валетБорис Акунин, конечно, не писатель одной книги, но писатель одного героя. По крайней мере для массового читателя. О том, что Акунин пишет что-то отличное от детективов про Эраста Фандорина, знают примерно те же люди, которым известна настоящее имя писателя — Григорий Шалвович Чхартишвили.

Есть шанс, что Акунин-историк в соответствии со своими амбициями полностью реализует титанический труд по написанию «Истории Российского государства», который затмит Акунина-биллетриста. Но на данный момент (середина 2015 года) из восьми томов ИРГ написаны два и один в работе.

Я собираюсь прочитать историю по Акунину не раньше, чем выйдет третий том, примерно по той же причине, по которой смотрю сериалы, продленные хотя бы на второй сезон. Хочется сразу понимать, куда, как говорится, кривая выведет.

Фандорина

Поэтому — сначала Фандорин. Это тоже проект, который был задуман пятнадцать лет назад с перспективой на будущее. По замыслу планируется шестнадцать книг, большая часть из которых (уже четырнадцать, кажется) уже написана. Как правило, это роман. Иногда повесть или сборник рассказов.

Каждая книга написана как детектив определенного жанра, действия происходят в разное время — и главному героя, соответсвенно, разное количество лет. Не долго размышляя, Акунин решил, что Фандорину будет на сто лет меньше, чем ему самому, и так будет легче считать.

Таким образом датой рождения Эраста Петровича был выбран 1856 год, а действие первой книги «Азазель» происходит в 1876. Планируется, что последние два сборника будут описывать послевоенной время Тем самым Акунин хочет показать, как изменила мир Первая мировая война.

Беллетристика и серьезная литература

Господин Чхартишвили делит художественные тексты на две категории:  литературу и беллетристику. Это примерно такое же деление, как разделение между искусством и культурой. При внешней схожести это вещи противоположные.

Искусство — это такой ледокол, который разделяет границы возможного. Искусство всегда связано с чем- то новаторским. При этом искусство не всегда должно быть хорошим, оно может быть ужасным. Но если у художника, творца было намерение создать то, чего не было раньше, то результат его работы — искусство.

Беллетристика — это то, что собрано изо льда, который накрошил ледокол искусства. Опять же может быть хорошо, ужасно или средне. Речь идет не о качестве, а о жанре. По Акунину самое главное — это интенция автора.

Беллетристика — жанр очень вежливый. Ты постоянно следишь за тем, чтобы читателю было комфортно, чтобы ты не заболтался. Если беллетристика развлекательная, то ты не должен портить читателю настроение, потому что он не за тем купил книжку.

Случайно выбранный роман

Я решил выбрать случайный роман из серии, чтобы ознакомиться с творчеством автора. Как я выбирал: что-нибудь из раннего, пока отсылок к предыдущим книгам не очень много и возраст главного героя близок к моему. Желательно поменьше, чтобы дочитать даже если не очень понравится.

И, по-моему, я промахнулся. «Пиковый валет» оказался повестью, которую я проглотил довольно быстро, но так и не понял что к чему. Детектив с переодеваниями. В основном одни переодевания и никакой детективной линии. Я даже не делал никаких заметок по ходу чтения. Кроме массы новых для меня словечек, в википедии отмеченных плашкой «устар.» и необходимы для передачи атмосферы времени, я не нашел.

Но я понял, что Акунин — это хорошо, и не растерялся: пошел читать самую первую книжку.

Опубликовано 10.08.2015