Даниэль Пеннак. «Как роман»

Как романВ школе я читал очень мало. Сейчас я читаю выше среднего. В один момент все изменилось, и я отдаю себе отчет, какие события в смоей жизни на это повлияли. Нет ни малейшего желания говорить, что я потерял целые годы. Сожалеть, каким умным я был бы уже сейчас, если бы начал читать даже на два три года раньше. А скольких бы ошибок в жизни я не допустил в таком случае.

Я считаю, что всему свое время. Вряд ли бы я понял «Мастера и Маргариту» или «Анну Каренину» в десятом и одиннадцатом классе соответственно, не имея достаточного жизненного опыта. Главное, что сейчас я все понял и чувствую, что нахожусь на верном пути. Но иногда, оглядываясь вокруг, я понимаю, что мне повезло. В отличии от.

Возникает вопрос: как заставить читать детей (не важно, моих потом или чужих сейчас). Ответ на него я слабо представляю. Но предельно ясно, что найтие его важно. Помогает это сделать Даниэль Пеннак с маленькой брошюркой «Как роман».

Точные наблюдения автора

Книжечка небольшая: 140 — нет, не символов — айпадовских страниц. Концентрация ярких метафор велика, тем не менее некоторые мысли стоит выделить отдельно. Вот поэтому я и читаю в iBooks: удобно делать заметки.

  • Автор говорит, что взрослые должны читать детям. В год. В два. В пять. В пятнадцать. Это необходимо делать родителям, это необходимо делать учителям. Простая мысль проходит рефреном через первые две трети эссе.
  • Удивительно плотная это штука — книга. Не врубишься. Кстати, кажется, и горит она плохо. Даже огонь не может пробиться сквозь страницы.
  • «Читайте, чтобы жить» под пером Флобера, когда он писал Луизе, на самом деле означало: «Читайте, чтобы дать мне жить»
  • Учителя — механизмы запуска этих орудий, и нельзя требовать от них, чтобы они проповедовали бескорыстную радость познания, когда все в школьной жизни, все без исключения: программы, оценки, экзамены, аттестации, ориентации — утверждает как конечную цель образования конкурентоспособность, поскольку образование подчинено в первую очередь рынку труда.
  • Чтение помогает общаться? Очередная шутка толкователей! Мы молчим о том, что прочитали. Удовольствие от прочитанной книги мы чаще всего ревниво храним в тайне.
  • Когда кто-то из близких дает нам почитать книгу, мы среди строк поначалу ищем его — его вкусы, причины, побудившие подсунуть нам именно эту книжку, какие-то знаки братства. Потом текст захватывает нас, и мы забываем того, кто нас в него окунул; вот, она, сила чтения — отметать даже такое обстоятельство!
  • Хорошо сказано про подростков: «Они вышли из возраста свинки и ветрянки и подцепляют теперь моды».
  • Истинная радость от чтения и состоит в открытии этой необычайной личной связи: автор и я… Одиночество написанного взывает о воскрешении текста моим собственным немым одиноким голосом.
  • Ничто так быстро не остывает, как жар энтузиазма.

Неотъемлемые права читателя

Пеннак в заключении прямо говорит как нужно читать. Дает 10 заповедей читателя. Метких и точных.

  1. Право не читать. Любой перечень прав лоично начать с того, что никто не заставляет пользоваться этими правами. Много людей не читают и это не мешает получать удовольствие от общения с ними.
  2. Право перескакивать. Лучше прочитать ту часть книги, которая интересна и понятна, чем отказаться от прочтения вовсе.
  3. Право не дочитывать. Правило 50 страниц в действии.
  4. Право перечитывать. Как в детстве: «расскажи эту сказку еще раз».
  5. Право читать что попало. Порою хочется прочитать како-нибудь «Дyxless». Это легко и ненапряжно. В такие моменты не стоит размышлять о том, что подумают окружающие. Просто отдохните.
  6. Право на боваризм. «Боваризм» в этом и состоит — в исключительном и безотлагательном удовлетворении жажды острых ощущений».
  7. Право читать где попало. Не будем перечислять известные места.
  8. Право втыкаться. А я бы сказал позалипать.
  9. Право читать вслух. Слова, произнесенные вслух, начинают жить отдельно. И в этом магия. Книга, прочтенная вслух, и та же книга, прочтенная про себя, очевидно разительно отличаются.
  10. Право молчать о прочитанном. По-моему, это очень просто. Ты прочитал, что-то щелкнуло. У тебя спрашивают: что читаешь? И не ответить. Это нельзя пересказать, это нельзя передать. И более того, далеко не факт, что у собеседника данный текст вызовет те же чувства и те же мысли. Тогда зачем? Зачем говорить о прочитанном?

Зачем читать?

Вообще книжки бывают трех видов: худлит, нонфикшн и профессиональная литература. Проще всего объяснить, зачем читать книжки по специальности. Понятно, чтобы прокачиваться как специалист, совершенствовать свои навыки и зарабатывать больше денег.

Чуть сложнее с нонфикшеном. Хотя и тут в большинстве случаев заставлять не надо. Биография Стива Джобса? Ну это же Джобс, Эпл, модно, короче. «Психология влияния» Чалдини? Ну это же такая классная прикладная штука. «История Российского государства»? Ну это же Акунин. У Григория Шалвовича хороший слог, приятно почитать. И вообще свою историю знать надо.

Но в школе проходят только художественную литературу. И вообще непонятно зачем ее читать. Про то, что поставить себя на место героя, чтобы прожить ситуацию и не совершить ошибок в реальной жизни, — лажа какая-то. Никогда не имел желания мочить старух, а глазение на небо под Аустерлицем мне вряд ли предстоит. И никогда не задумывался о растлении тринадцатилетних девочек. Не ассоциирую я себя ни с каким героем.

Художественная литература

Тогда зачем читать? По-моему, главная задача литературы — создавать приемлемый образ жизни. Давать человеку формулировки того, что он выразить не может. Этакое универсальное словесное оформление.

Деньги — это эквивалент всего, что можно съесть, надеть, купить. Писатель производит те же «деньги», те термины, благодаря которым мы можем представить собственное прошлое, собственное душевное состояние, попросить партнера о чем-либо. Благодаря писателю мы можем сформулировать то, что нам труднее всего сказать.

Обычно советы людям, которые хотят грамотно выражать свои мысли и уметь поддержать диалог на любую тему, сводится к предложениям читать художественную литературу. Это работает безотказно. И теперь становится ясно почему. Мысли в голове есть у всех, но не все умеют их выразить. Чтение книжек дает такую возможность. Поэтому не так важна тематика прочитанного (говорить вы будете на другие темы), скорее важен стиль книг, которые вы читаете.

И еще одно замечание. Раз книги дают нам возможность выражать свое мироощущение, то они обычно требуются в тех случаях когда есть что выразить. Иными словами, начать систематически начать читать без достаточного жизненного опыта задача сложная, потому что бессмысленная.

Итак, чтобы комфортно существовать в мире, необходимо уметь его описывать. Именно это нам и помогает делать художественная литература. Мне очень нравится объяснение Даниэля Пеннака:

«Чтение не дает человеку исчерпывающего объяснения его судьбы, но сплетает прочную сеть соприкосновений между ним и жизнью. Несущественных, тайных соприкосновений, которые провозглашают парадоксальное счастье бытия, раскрывая трагическую нелепость жизни. Так что основания читать у нас такие же странные, как и основания жить.»

Этой цитатой хотелось бы завершить. Она, подводя итог рассуждения, прекрасно демонстрирует, как эссе Пеннака справляется с поставленным в нем задачей, четко отвечая на вопрос: зачем нужно читать.

Опубликовано 16.09.2014