Набоков. «Приглашение на казнь»

Приглашение на казньФамилия Набокова у обывателя ассоциируется исключительно с «Лолитой».

В свою очередь про книгу известно немного: в ней главный герой совращает несовершеннолетнюю девочку и вообще все очень-очень пошло. Ни о том, что Гумберт не лишал Лолиту невинности, ни о том, что главным извращенцем в книге остается Куилти, чаще всего мои оппоненты не догадываются.

О том, что Набоков написал еще 15 романов, даже не упоминается. Тем не менее, среди них полно не менее выдающихся. «Приглашение на казнь» — это даже не магический реализм, а настоящее сюрреалистическое безумие.

Я начал читать книжку в электронном варианте с айпада. Дойдя до конца второй главы, когда Цинцинат вслед за полотняными штанами и рубашкой снял голову, ключицы и грудную клетку, я понял, что читать роман я не смогу.

Преимущества и недостатки аудиокниги

Нашлась замечательная аудиокнига после прослушивания которой я сделал несколько выводов о Набокове и об аудио-версиях худлита вообще.

  • До этого я читал Набокова неправильно. На слух его невероятный язык воспринимается совсем по-другому. Чтец указывал интонацией, на какие слова и фразы нужно делать ударение при чтении.
  • Аудиокнигу достаточно трудно слушать при перемещении (в транспорте или пешком). Я решил, что смогу заменить ими подкасты, но, как оказалось, это совершенно другой жанр. Не должно быть внешних звуков, нельзя останавливать звук по середине главы и проч.
  • Аудио-версии занимают в три раза больше времени, чем электронные (или бумажные). И дело даже не в том, что говорить вслух дольше, чем про себя, но и многочисленных музыкальных добавках по ходу чтения. Подобное музыкальное озвучивание мне напомнило спектакли Гришковца. Примерно тогда это и было актуально.

Впечатление от романа

Пересказывать нереалистическое содержание — задача неблагодарная. Цинцинат Ц., обвиненный в «непрозрачности», приговорен к смертной казни и находится в ожидании исполнения приговора. Его окружают периодически сливающиеся в одного человека Роман, Родриг и Родион, такие же ненастоящие, как и все остальные герои романа.

Но и здесь нам не избежать инварианта Набокова: дочь начальника тюрьмы Эммочка готовит для заключенного план побега. Образ нимфетки, освобождающей главного героя из тюрьмы, переходит из одного романа в другой.

В сюрреалистическую канву сюжета вплетаются совершенно обыденные сюжеты: это и жена Марфинька, которая «нынче опять это делала», и писатель, который знает, как нужно выразить словами свои мысли, но не может этого сделать, и приговор: «нет в мире ни одного человека, говорящего на моем языке; или короче: ни одного человека, говорящего; или еще короче: ни одного человека».

При желании можно растащить произведение на цитаты. Масса идей, сплетенных в один сюжет. В этом плане роман очень показателен. Я очень не люблю, когда некоторые «писатели» выдают за книгу сборник зарисовок из жизни, фактически жанр блога. Тем самым они демонстрирует неумение собрать из разрозненных кусочков полноценный текст. Господа, учитесь у Набокова!

Опубликовано 18.01.2015