Роберт Райт. «Эволюция Бога»

Эволюция БогаМеня очень сильно заинтересовал вопрос возникновения религии. Первые мысли привели к написанию заметки «Отношение к религии». Понятное дело, что без фактологической базы достаточно трудно двигаться дальше. Поэтому я прочитал книжку Роберта Райта об эволюции религии.

Автор считает, что происхождение и развитие религии можно объяснить, опираясь на онкретные факты. Для этого он рассматривает как изменялась религия от первобытных племен до сегодняшнего дня, а затем на основании выстроенного вектора дает свои прогнозы.

Книжка важная, а ситуация серьезная: от того, как религии будут взаимодействовать между собой и наукой, зависит судьба разных людей: и верующих, и атеистов.

Первобытная вера

В начальной школе на уроках истории рассказывают, что наши предки одушевляли окружающие их объекты материального мира. По-научному это называется анимизм. И он отлично выполнял поставленную ему задачу, давая лаконичное объяснение фактам, которые в противном случае казались бы загадочными и непостижимыми.

Скорее всего, понятие духа (души) возникло у людей практически сразу. Эта гипотеза давала конкретный ответ на вопрос, что происходит во время сна. Заодно очень удобно объясняется смерть: душа навсегда покидает тело. Как только идея наличия души у человека прижилась в обществе, самым логичным продолжением явилось распространение этой идеи на весь окружающий мир. Сначала у каждого дерева была своя душа, но потом люди подумали, что это слишком, и решили, что есть один Дух Леса.

Судя по всему, импульс, породивший религию, действительно исходил в основном от людей, которые, подобно нам, пытались постичь мир. Правда, науки у них не было.

Так как машину времени не изобрели, то единственным разумным вариантом исследовать первобытную религию (существовавшую до изобретения письменности) остается наблюдение за сообществами охотников-собирателей. Только надо быть аккуратным и отличать религиозные убеждения, вызванные контактом миссионеров и путешественников.

Ученые выделили целых пять идов сверхъестественных существ в относительно богатой теологической культуре одного из племен. Есть подробная классификация, но нам важно понять, что их главная задача — объяснить явления природы, которые в противном случае казались бы загадочными».

Религии не было

Самый главный вывод, который мы уже можем сделать, что религии не было. Если спросить охотников собирателей, какой религии они придерживаются, они не поймут. Но только потому, что божества вписываются в их картину мира, как в современном мире сила гравитации вписывается в окружающий мир с движущейся по орбите Луне. Кстати, точно так же в древнееврейском языке, языке большей части книг Библии, нет слова «религия».

Нет причин полагать, что религия являлась светочем нравственности. На нее просто ложились другие обязанности. Так, например, нет разделения на рай и ад. Все духи в конечном итоге попадали в общее вечное обиталище. А какое место он там займет зависело в первую очередь от обстаятельсв смерти (утонул, умер в лесу и т.д.).

Мощным стимулом вести себя порядочно по отношению к другим людям являлась не религия, а устройство общества. Группы, в которых люди жили, были маленькими. Все друг друга знали и все запоминали. Очень просто в этих терминах объясняются родственный отбор, который вынуждает нас идти на жертвы ради близких родственников, и альтруизм — желание быть внимательными к друзьям, неродным людям, с которыми мы поддерживаем длительные отношения сотрудничества.

Этические принципы на чужаков не распространялись; они были просто врагами и даже не считались людьми. Вот вам еще одно подтверждение вырисовывающейся концепции. Никакой всеобщей любви.

Стать шаманом

Религия — это попытки объяснить, почему случается плохое, и предложить способ улучшить положение. Тогда тот, кому удается убедить их, что он и есть ключ к этому постижению, может занять весьма завидное положение. Такие люди становились шаманами (слово шаман переводится как «тот кто знает».

Шаман  становится связующим звеном между древнейшей религией, изменчивым сочетанием верований об изменчивом сочетании духов, и тем, чем религии предстояло стать: определенным набором убеждений и действий, конкретную форму которых поддерживает авторитетное учреждение. Это первый шаг на пути к архиепископу и аятолле.

Мы-то понимаем, что это лажа. Поэтому сейчас очевидно, почему действие своих сил шаманы направляют на важные и непостоянные вещи — болезни, погоду, хищников, добычу.

Стать шаманом очень просто. Есть множество событий, которые можно угадать. Тот, кто угадывает больше остальных, становится шаманом. А потом этот статус нужо было как-то поддерживать. В сообществах, где шаман мог отказываться от наиболее безнадежных ситуаций, вероятность успеха была выше. А где-нибудь еще неудачу шамана могли объяснить влиянием колдовства враждебного шамана.

Когда шаман переставал соответствовать правильному представлению, на его место приходил другой человек. Представления о том, что мастерство шамана может угасать и усиливаться, давали сообществу возможность наблюдать неоднократные фиаско, не ставя под сомнения идею шаманской власти как таковую.

Мошенничество шаманов

Шаманом быть круто. Одним из символов престижа религиозного лидера была полигамия. Иногда в качестве искупления шаман нередко приказывал якобы виновной женщине вступить с ним в половую связь (его сверхъестественные способности устраняли последствия прегрешения). Это наводит на мысли, что шаманы могли быть мошенниками.

Антропологи обнаружили, что шаманы некоторых культур пользовались чревовещанием, чтобы помогать духам говорить. Эскимосские шаманы, обильно истекающие кровью из раны, оставленной церемониальным гарпуном, потрясали зрителей, не подозревающих, что под одеждой у шаманов спрятан мочевой пузырь какого-нибудь животного, наполненный кровью. Иногда шамагы прибегали к помощи «соглядатаев», которые, подобно шпионам, нанимаемым некоторыми современными целителями веры, смешивались с толпой, подслушивали разговоры о чужих недугах и тайно передавали их целителю.

Но чаще встречались случаи, когда человек действительно считал себя наделенным высшей мудростью. Причина — как это не прозаично — галлюциногены. Но не только наркотики воздействовали на психику людей. Катализатором галлюцинаций также становились длительные периоды без пищи или сна. Представители одного из народов в стремлении к видениям часто калечили сами себя, отрезая треть одного пальца на левой руке.

В некоторых сообществах шаманов убивали, когда умирал кто-то из их пациентов — этот риск останавливал претендентов, не чувствующих в себе подлинного дара целителя. Так что дары и женщины — это прекрасно, но отсутствие негативных последствий никто не обещал.

Первые политики

Можно сказать, что в шаманизме скрыты истоки официальной политики. В некоторых сообществах один и тот же человек сочетал функции шамана и политического лидера. Шаманы не только регулировали антагонизм, но и временами создавали его. Действовали они так же как современные политиканы отвлекают внимание от проблем внутренней политики, грозя оружием внешнему врагу.

Таким образом одна из самых печально известных современных ролей религии как поджигательницы конфликтов в сообществах, была присуща ей с момента возникновения.

Тем не менее, религия продолжала приносить положительные результаты. Так совместное оплакивание покойных не только помогало людям противостоять травме недавней смерти, но и придавало им сил как коллективу. Любая общность мысли, какую бы форму она ни принимала, повышает социальную жизнеспособность.

Религия в эпоху вождеств

Вождества — это типичные земледельческие сообщества, они гораздо крупнее и сложнее среднестатистических сообществ охотников-собирателей, обычно состоят из многих деревень и тысяч человек. Изученные вождества объединяло то, что структурной опорой им служило сверхъестественное.

Полинезийские народы верили, что богов много. Если в сообществе охотников-собирателей каждый был охотником или собирателем, то эволюция вождеств означала настоящее разделение труда, и боги множились, занимая соответствующие «профессиональные» ниши.

В книжке описано, каким богам люди поочередно молились на всех этапах конструирования лодки и отправления ее в плавание. Совокупная цель всех этих ритуалов — окружить строительство лодки и ловлю рыбы атмосферой торжественности, предположительно способствующей точной и добросовестной работе.

На этом этапе культурной эволюции, когда охрана правопорядка силами каждого члена сообщества уже утратила свои преимущества, а правительство еще не успело восполнить пробел, востребованной оказывается дополнительная сила социального контроля. Религия систематически осуждала антиобщественное поведение, поэтому прекрасно подошла и на эту роль. Это момент появления нравственного аспекта религии.

Религия вместо экономики

Сегодня функции товарного обмена обеспечивает рынок. Тогда требовалась поддержка со стороны религии и правительства (которое с ней было неразывно связано).  На пиршествах, которые устраивали вожди — в основном за счет приношений, сделанных земледельцами и рыбаками под воздействием свыше, — простолюдины, угощавшиеся деликатесами с дальних островов, по сути дела, обменивали свой труд на вожделенную пищу, чего мы теперь достигаем с помощью денег.

Религия руководила строительством дорог и оросительных систем, обеспечивала социальную защиту. Вожди пользовались своими привилегиями для заполнения продовольственных складов, запасы из которых в скудные времена распределяли между всеми членами общества. Иными словами собирали налоги. После ловли рыбы каждая лодка отдавала часть улова старшему рыбаку, который с помощью собранного устраивал пир для всех рыбаков. Это страховка на случай безработицы.

Безусловно религия утешает людей в минуты неуверенности или сомнений. Но от нее есть и другая польза. Полинезийцы прилежно изучали ночное небо в поисках закономерностей. В конечном итоге древние рассуждения и объяснения корреляции привели к современному мировоззрению. В этом долг науки перед религией.

Далее не осилил. Планирую вернуться.

Опубликовано 03.09.2014