Почему так популярен русский шансон?

Музыкального жанра, аналогичного «русскому шансону» нет ни в одной другой стране мира. Чем обусловлена любовь населения России к такой музыке? Ведь недаром Григорий Лепс возглавил ТОП российских звезд по заработку в 2013 году.

Дело в том, что в России вообще любят «бандитов». Лихие девяностые все расставили по свои местам, в очередной раз показав, с кого для людей является примером. Дети копировали образ и поведение криминальных авторитетов. И не толкьо дети. Все, пусть и не всегда осознанно, понимали, что бандиты наиболее успешны.

Но почему представители именно этой социальной группы достигли успеха? И что это значит — достичь успеха?

В книге «Русская модель управления» говорится, что прогресс является следствием конкуренции. Побеждает тот, кто обладает лучшими качествами. Общества развивается согласно эволюционным законам. Это очевидно на разных уровнях: и среди небольшой группы людей, и в масштабах планеты. Сложно не согласиться.

Со временем конкурировать начинает все большее число людей. Как только процент вовлеченного населения достигает нескольких десятков процентов, начинается демократизация общества.

В каждую эпоху существует класс общества, который осуществляет конкуренцию. Феодализм — феодалы, раний капитализм — банкиры, купцы и промышленники, современный капитализм — менеджеры.

В России же конкуренция всегда подавлялась со стороны государства. А государственный подход проецировался на нижестоящие уровни.

Почему так происходило? Есть ответ, который лежит на поверхности. Конкуренция подразумевает трату значительного количества ресурсов, что в краткосрочной перспективе не позволяет стране при необходимости мобилизовать все ресурсы, чтобы противостоять недображелательно настроенной системе из вне. А Россия большая, врагов много со всех сторон.

Но реально главная причина состоит в том, что у нас определяющими являются процессы мобилизации и перераспределения (на что также есть свои причины). И в нестабильный период господствующим становится тот класс общества, который получил доступ к перераспределяющим структурам и процессам.

Понятное дело, что кто в девяностые получил такую возможность, те и успешны. На них хочется равняться. Блатная песня воспевает быт и нравы преступной среды, к которой и относились представители «ведущего» класса России конца двадцатого века.

Опубликовано 02.12.2013