Странная история доктора Джекила и мистера Хайда

Странная история доктора Джекила и мистера Хайда«Странная история...» — известное произведение, которое можно назвать даже культовым. Всем известен сюжет, поэтому никакого откровения и связанного с ним возможного разочарования книга не принесла. По той же причине повесть сложно рассматривать и как детектив, хоть она и является предтечей данного жанра.

Автором является Роберт Стивенсон. Его самое известное произведение «Остров сокровищ», приключенческий роман. Но, как оказвлось, Стивенсон писал научную фантастику, пусть и в самой примитивной форме.

Кстати, сам термин «научная фантастика» был введен Яковом Исидоровичем Перельманом, известного книгами «Занимательная математика», «Занимательная физика» и другими, популяризующими науку.

И да. Несмотря на то, что отчество известного математика Григория Перельмана — Яковлевич, родственных связей между этими двумя выдающимися людьми нет. Яков Перельман скончался в 1942 году в блокадном Ленинграде от истощения, вызванного голодом, за 24 года до рождения Григория Перельмана.

Джекил и Хайд

Вернемся к произведению Стивенсона. Первое, что бросается в глаза, еще из заглавия повести — имя героя Хайд. Очевидно, от английского hide — укрытие. Отсюда первый очевидный вывод: Хайд является убежищем Джекила.

Стоит понимать, что Джекин не добродетелен. Он составная натура, в которой растворен Хайд. Результатом употребления снадобья является выделение остатка в виде Хайда. Именно поэтому в книге Хайд показан низким и молодым человеком. В то же время в кино Хайда принято изображать человеком высокого роста и огромной физической силы, что идет вразрез с первоначальной идеей автора.

Другие персонажи

Помимо Хайда и Джекила присутствует третий персонаж. То, что остается от Джекила, когда тот превращается в «чистое зло». Некий ореол вокруг Хайда, который заставляет возвращаться Джекилу в истинный облик.

Цель Стивенсона — развернуть фантастическую драму в присутствии заурядных людей. Для этого он вводит Аттерсона и Энфилда, флегматичных персонажей, внушающих читателю отвращение к Хайду. Встреча со зложеем пробуждает в героях художника: поначалу обыкновенному простаку нотариусу снятся яркие, красочные сны.

Забавно отметить, что произведении присутствуют одни мужские персонажи, если исключить безликих служанок. Это не Толстой, который пошел дальше и описал влечения Облонского: француженка, певичка, маленькая балерина и др. С другой стороны, автору было бы гораздо сложнее показать превращение в единственное в своем роде существо, состоящее исключительно из зла.

Что запоминается

Самое главное в произведении — то, что врезается в память и не забывается после прочтения. Кульминационными моментами являются Робинзон Крузо, увидевший след человека на песке, или Анна, читающая объявления по пути к гибели, а в нашем случае — эпохальная, никогда не тускнеющая сцена превращения.

Любопытно узнать подробности смерти Стивенсона. Из Википедии:

C утра и до вечера он писал «Уира Гермистона», дойдя почти до середины. Потом спустился в гостиную, пытался развлечь жену, которая была в мрачном настроении. Собрались ужинать, Стивенсон принес бутылку бургундского. Внезапно он схватился за голову и крикнул: «Что со мной?» К началу девятого его уже не было в живых.

У книг своя судьба, но порою судьба писателя повторяет судьбу персонажей их книг. Так Стивен Кинг чуть не погиб, попав под написанный им автобус. И в смерти Роберта Стивенсона есть нечто, перекликающееся с темой вина и темой преображения, описанной в этой фантастической повести.

Опубликовано 27.08.2014