Макс Фриш. «Homo Фабер»

Homo ФаберЗнакомство с творчеством Макса Фриша я ошибочно начал с книжки «Назову себя Гантенбайн» – достаточно объемного произведения в формате потока мыслей. Мне очень понравилось, но продираться было сложно. В «Homo Фабер» — прогресс: книга поделена на две части.

Конечно, хочется в первую очередь сравнить два произведения. Если история про Гантенбайна – это дерево событий и на каждой развилке мы просматриваем оба варианта, то сюжет про Фабера – цепочка маловероятных событий, не случись хотя бы одно из них, жизнь героя повернулась бы в другую сторону.

Рецензенты клеймят книгу за нереалистичность истории, я смотрю на это как на один из путей в дереве возможностей: в жизни и не такое бывает.

Если кратко описывать фабулу романа, то история не покажется новаторской. Главный герой Вальтер Фабер (игра слов: Homo Faber — человек создающий) работает инженером и смотрит на жизнь чересчур рационально. Нельзя сказать, что он не испытывает эмоций или что он никогда не любил, но в целом — в этом плане он достаточно ограничен.

Волею судьбы он оказывается на пароходе, где знакомится с молодой девушкой, в которую влюбляется. Его сердце оттаивает, он изменяет свое отношение к жизни. Сюжет построен так, что нам подается ретроспективный взгляд на события. Поэтому практически с самого начала мы знаем, что эта девушка — дочь Фабера, а читателя ожидает инцест. Ну и что, Фриш все равно сумеет вас в конце удивить.

Главным образом книжка про любовь. Читаешь — и понимаешь, что автор все знает.

Ссора началась с того, что Айви ворвалась в ванную с махровой простыней, а я ее выставил за дверь, применив, увы, силу, а она любит, когда к ней применяют силу, потому что это дает ей право меня укусить…

Много точных замечаний:

Мы говорили о звездах, как обычно говорят ночью, пока не станет ясно, что один из собеседников понимает в звездах еще меньше, чем другой, но все остальное <...>

Очень интересная мысль про Бога-андрогина:

До тех пор пока бог представляется в образе мужчины, а не супружеской пары, жизнь женщины, как уверяет Ганна, будет такой, какой она есть теперь, а именно жалкой жизнью, ибо женщина — пролетарий творенья, сколь бы ни был прекрасен ее облик.

Люблю Макса Фриша, умный дядя. И главное видно, что основано на собственном опыте. То есть мы читаем текст и узнаем все про автора. Например, тоже очень любимый мною Набоков абсолютно закрыт для читателя. Даже автобиография как будто не про него, а про какого-то литературного героя. А Фриш — другое дело. Полезное чтение.

Опубликовано 03.06.2015