Апология нонфикшена

Советский Союз называли самой читающей страной в мире. За неимением альтернатив чтение являлось единственным вменяемым занятием для интеллектуально развитого человека.

В конце двадцатого века СССР ушел в нирвану, а железный занавес пал, открыв людям новые возможности. Свобода перемещения, открытые границы, разрешенные свои и чужие авторы, доступная цифровая музыка и кино — все это предлагается современному человеку.

Зачем тогда читать художественную литературу? Если человек понимает, что он никогда не попадет в Париж, тогда да, он возьмет книжку Хемингуэя. Мол, не будет у тебя своего «праздника, который всегда с тобой», так читай про чужой. Но сейчас полно других развлечений, когда ты сам становишься главным героем повествования.

Тем не менее, я утверждаю, что читать необходимо, и в моих словах нет противоречия. Я говорю о том, что художественная литература — или по-западному «fiction» — уступает место широкому спектру книжных направлений — всеобъемливающему жанру «non-fiction». В русском языке и термина такого нет, поэтому переведем дословно: не вымысел.

Советы по тайм-менеджменту, описание быта блокадного Ленинграда, футурологические изыскания, трактат о биологической эволюции, исследование гомосексуальности, инструкция по написанию романов, монография о трилобитах, повествование о черных дырах, переписка философов, математические этюды, история дизайна — этот список можно продолжать долго. Перечисленные темы объединяет одно: так или иначе это всё наша жизнь.

Может сложить впечатление, что подобные книги читать очень скучно. Однако на поверку оказывается, что если копнуть чуть глубже, то жизнь оказывается смелее и интереснее любых наших фантазий.

P.S. Я большой фанат чтения нонфикшена и собираю свою библиотеку.

P.P.S. Нужно понимать, что чтение книг в большом количестве (худлита или нонфикшена) скорее всего означает бегство от действительности. Я попробовал дать свое объяснение растущей популярности жанра.

Опубликовано 16.07.2015